Что вы знаете о переменных в среде программирования кумир
Перейти к содержимому

Что вы знаете о переменных в среде программирования кумир

  • автор:

Величины. Типы величин в Кумир.

Величины в языке Кумир принято делить на переменные и постоянные.

Постоянной называется величина, значение которой указывается в тексте программы (например, 10 ; 3.14 ; и т. д.) и не меняется в процессе исполнения алгоритма.

Переменной называется величина, значение которой может меняться в процессе исполнения алгоритма.

Каждая переменная величина, используемая в алгоритме на языке КуМир, должна иметь имя, тип, вид и значение .

Имя величины используется для ее идентификации в алгоритме.

Тип величины показывает диапазон ее допустимых значений и операции, которые можно с ней выполнять.

Вид величины определяет информационную роль, которую величина играет в алгоритме. Например, для хранения текущих расчетов используются промежуточные величины.

Имя, тип и вид величины являются статическими характеристиками, которые можно определить по тексту алгоритма.

В каждый момент выполнения Кумир-программы величина может иметь некоторое конкретное значение или быть неопределенной. Значение является динамической характеристикой величины поскольку может быть определено только во время выполнения алгоритма.

Типы величин

Как и в любом языке программирования в Кумире существует несколько типов величин. Рассмотрим классификацию типов и возможные диапазоны их значений.

  • цел – целый тип, диапазон допустимых значений лежит в пределах от -(МАКСЦЕЛ+1) до МАКСЦЕЛ, где МАКСЦЕЛ = 2147483647 ;
  • вещ – вещественный тип, диапазон допустимых значений лежит в пределах от -МАКСВЕЩ до МАКСВЕЩ, где МАКСВЕЩ – это число, немного меньшее, чем 1.797693×10 308 ;

Величины МАКСЦЕЛ и МАКСВЕЩ определяются способом представления чисел в памяти компьютеров и в большинстве современных языков программирования имеют примерно одинаковые значения.

Вещественные значения можно преобразовать к целым с помощью встроенной функции int , например:

  • вещ а = 10.8; цел в
  • в := int(а)
  • вывод в
  • сим – символьный тип, значением может быть любой литеральный символ;
  • лит – значением может быть строка литеральных символов.

Встроенные функции языка Кумир позволяют преобразовать числовые типы в текстовые и наоборот.

  • лог – может принимать значения да или нет .

В языке программирования Кумир используются простые и табличные величины.

Copyright © 2014-2021, Урок информатики
Все права защищены

Урок. Знакомство с интерфейсом программы Кумир. Программирование на Алгоритмическом языке.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Введение в программирование на Алгоритмическом языке с помощью программы Кумир.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconКонспект урока по теме «Программирование В Кумире» 70.5 КБ
Microsoft Office document iconПрактическая часть к уроку. 52 КБ
Office presentation iconЗнакомство с программой Кумир. Программирование на Алгоритмическом языке. 601.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

«Знакомство с интерфейсом программы Кумир. Введение в Алгоритмический язык».

Цель: Познакомить с новыми возможностями Кумира, с программированием в Алгоритмическом языке.

Учебная: Вспомнить структуру программы в Кумире. Познакомиться с работой команд ВВОД и ВЫВОД.

Ввести определение понятия переменной. Имя и значение переменной. Объявление типа переменной в программе.

Воспитательная: Воспитать стремление к аккуратности, ответственности при работе с техникой.

Развивающая: Расширить знания учащихся о понятии переменной, связать с предметом математики.

Основные знания и умения:

1.Уметь применять команды ВВОД и ВЫВОД при программировании в Кумире.

2.Присваивать значение переменной.

3.Объявлять тип переменной.

2). Раздаточный материал

Анеликова Л.А., Гусева О.Б. «Информатика и информационные технологии. Базовый курс 8-9 класс»

Вид занятия: комбинированный урок

•Организационный момент — 2 мин.

•Актуализация и мотивация темы — 3 мин.

•Изложение новой темы – 10-15 мин.

•Закрепление темы — 5 мин.

•Практическая работа 15 – 20 мин.

•Подведение итогов 5 мин.

Последовательность изложения темы:

  • Структура программы
  • Команды ВВОД и ВЫВОД
  • Понятие переменной.
  • Имя переменной.
  • Значение переменной.
  • Присвоение значения переменной.
  • Объявление типа переменной.
  • Закрепление темы.
  • Практическое задание.

1. Организационный момент 2 мин.

(Приветствие, проверка посещаемости, объявление целей и задач урока)

Тема нашего урока: Знакомство со средой программирования Кумир на алгоритмическом языке.

2. Актуализация и мотивация темы 3 мин.

Какие служебные слова в программе Кумир мы знаем с прошлых уроков? Каково их назначение?

Как вы думаете графические исполнители в программе Кумир могут выполнять вычислительные операции?

Мы продолжаем работать с уже знакомой вам программой Кумир. Но кроме Робота и других графических исполнителей в ней можно программировать на Алгоритмическом языке и с помощью него выполнять различные вычисления.

Вопрос: Что называется Алгоритмом?

Ответ: Алгоритм точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение задачи.

Данная программная среда позволяет получить практические навыки построения и выполнения основных алгоритмических конструкций, применяемых в различных языках программирования высокого уровня. Алгоритми́ческий язык — формальный язык, предназначенный для описания вычислительных процессов, используемый для записи, реализации или изучения алгоритмов подлежащих выполнению на вычислительных машинах.

3. Объяснение нового материала

Объяснение нового материала с помощью Презентации

Многие из вас уже скачали программу Кумир с главного сайта. Кто это не сделал может принести флэшку и я могу вам скопировать загрузочный файл.

1)Знакомство с интерфейсом программы.(слайды 2-5)

Прежде всего нас интересует основное окно программы здесь мы пишем программу и отлаживаем ее. Удаляем строчку исполнитель Робот. Эту строчку вы знаете, она нам нужна при работе с исполнителем Робот.

Справа окно для отладочной информации, оно показывает, как изменяются параметры системы, что происходит внутри программы.

Нижнее окно для вывода на экран некоторых результатов нашей программы.

В Инфо можно найти различные встроенные функции, в разделе ключевые слова все стандартные, зарезервированные слова, все типы переменных и констант, которые можно использовать.

2)Рассмотрим основные принципы построения программ.

Вывод текстовой информации на экран. (слайд 6)

После слова АЛГ пишем название программы как на русском так и на английском языке. Главное чтобы оно не начиналось с цифры, было не многословным, и вкратце отражала задачу.

Далее команды нач (НАЧАЛО) и кон (КОНЕЦ) это служебные слова между ними пишется вся программа.

Любой программой мы хотим что-то вывести на экран. Для этого есть команда ВЫВОД. Текстовую информацию, которую мы хотим вывести, ее надо писать в кавычках (вывод “ привет мир !”). Чтобы запустить программу на выполнение надо нажать на выполнение/ выполнить непрерывно либо клавиша F9. И вот нам программа вывела результат. Выведем еще строчку. (“Программа работает’’). Но вместо двух строчек у нас напечаталась информация в одну строку. Для того чтобы появилась вторая строка надо добавить переход на новую строку (,нс).

Мы можем вывести не только текст, но и посчитать какую-либо арифметическую операцию (слайд 7). Вводим (вывод 23+56*98) и у нас в окне вывода появляется результат. Если мы тот же самый текст введем в кавычках , то он выведется без всяких изменений. ( “23+56*98”) . То что без кавычек это позволяет достать что-то из памяти или ввести в память. И через запятую можно добавить либо текстовую информацию, либо вычислительные операции.

3) Работа с переменными

Как правило нужно в программах не только что-то вывести на экран, но и запомнить и сохранить какие-либо значения. Для того чтобы сохранить информацию, надо где-то создать соответствующую ячейку памяти. Для этого мы вводим переменную. Переменная — эта поименованная ячейка памяти, хранящая какое-либо одно значение (одно число, один фрагмент текста). Переменные служат для хранения исходных данных, используемых в программе, а также результатов вычислений.

Используя переменные, можно составить программу «в общем виде», и программа будет выполняться при любых допустимых исходных данных (цел а). Переменную лучше писать латинскими буквами, для того чтобы быстро перейти на латинский шрифт надо одновременно нажимать Alt.

Создаем несколько переменных a,b,c. В первую переменную сохраняем значение (а:=10, b:=30,c:=a+b). Запускаем. Ничего не происходит. Внутри программа выполнена, но ничего не вывелось и не заполнилось. Вопрос: Какую команду надо написать, чтобы вывести результат на экран? Пишем вывод “c=” ничего не произойдет, а если добавим с, то получим результат.

Знак := — это знак присваивания, т.е. в переменную записывается определенное значение. В данном случае целое число, т.е. 0,1,2,3,4,-1,-2,-3,-4 и т.д. Причем по мере выполнения программы значения переменных могут меняться.

Рассмотрим несколько устных задач.

Определите значение переменной b после исполнения данного алгоритма.

Урок по информатике по теме «Символьные переменные»

Цель: рассмотреть способы задания символьных переменных, простейшие операции над ними.

Тип урока:

  • Урок изучения нового материала.
  • Урок формирования навыков и умений.

Форма урока: лекция, практикум.

Форма организации урока: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, проблемно-поисковый.

Оборудование:

  • ПК
  • Мультимедиа проектор
  • Экран
  • Среда КуМир
  • Презентация
  • Приложение 2 (практическая работа)
1. Оргмомент
2. Актуализация ранее изученного

— Начнем с повторения пройденного материала:

  • Для чего используется величина в алгоритмическом языке?
  • Как обозначается имя величины
  • Какие типы величин вы знаете?
3. Изучение нового

— Сегодня на уроке мы познакомимся с символьными переменными, будем составлять алгоритмы для решения задач, используя символьные переменные.

— Часто при программировании надо решать не только вычислительные задачи, но и обрабатывать текстовую информацию

— Например, требуется слово или часть его, сформировать из нескольких отдельных слов предложение или узнать длину текста. Для этого используют символьные и литерные величины.

— Символьные переменные мы уже использовали при написании программ для ввода и вывода соответствующих значений.

— С символьными переменными можно производить другие операции. Рассмотрим их.

Операции с символьными переменными:

Описание операции

Сцепление (сложение) – результатом сцепления к символьной величине, находящейся слева от знака «+», будет присоединена символьная величина, находящаяся справа от этого знака.

длин (), где аргумент – символьная величина, значение функции — число

Функция, определяющая длину величины

А, где
с какого – номер символа, с которого начинается вырезка;
по какой символ – номер символа, которым заканчивается вырезка

Вырезка используется, если требуется выделить фрагмент из символьной строки и работать с одним или группой знаков.

— При работе с такими величинами указывается тип величины лит (литерная).

— Рассмотрим несколько задач.

Задача №1: Пусть даны переменные: х:= «пар»; у:= «воз». Вывести переменную z, имеющую значение: паровоз.

Задача №2: Определить длину символьной строки n и k, если значение переменной n совпадает со значением переменной х:= «информатика», а k:= «программа работает».

алг сцепление
нач лит х, цел n, k
. х:=«информатика»
. n:=длин(х)
. k:=длин(«программа работает»)
кон

х=»информатика»
n=11
k=18

Задача №3: Переменная А:= «ИНФОРМАТИКА». Используя функцию вырезка, вырезать часть текста переменной А и присвоить переменной В значение «ФОРМА».

Примечание: Функция вырезка позволяет так же осуществлять замену одного символа на другой.

— Например, запись А [8:11]:= «ЦИЯ» — заменяет с 8 по 11 символы в строке А. После этой операции символьная переменная А будет иметь значение, равное слову «ИНФОРМАЦИЯ».

алг замена
нач лит А
. А:= «ИНФОРМАТИКА»
. А[8:11]:=«ЦИЯ»
кон

— При решении задач с символьными переменными используется циклическая структура и структура ветвление.

Задача №4: Сколько раз встречается буква «а» во веденной с клавиатуры строке?

Анализ решения задачи:

— Для того чтобы сосчитать количество букв «а», надо из строки х поочередно выделять по одной букве в переменную у, сравнивать с образцом и в случае совпадения, увеличивать переменную – счетчик k на единицу (к:=к+1).

— Чтобы проверить всю строку нужно сначала определить ее длину n.

— Переменные х и у должны быть описаны как строковые (тип лит), а к и n- как целые (цел).

Программа: (разбор решение задачи подробно с классом)

Заголовок программы
Описание типа переменных
Ввод символьной строки

Определение длины строки
Обнуление счетчика
Начало цикла
Выделение одной буквы из строки на позиции номер i
Определение является ли выделенная буква буквой «а»
Увеличение значения счетчика на 1 в случае выполнения условия
Конец цикла
Вывод количества букв «а» в строке
Конец программы

— Составьте блок-схему к решению задачи.

4. Практическая работа в среде КуМир по теме «Символьные переменные»

Решение задач практической работы.

№5. С клавиатуры вводятся 3 слова. Определите, какое из них максимальной длины.

Ответ: максимальную длину имеет слово – продукты.

№6. Определите, сколько раз встречается во введенной строке слог «ба». (взять пример, баран упал на барабан).

х=»баран упал на барабан»
n=21
k=0
i=21
у=»ба»
да
k=3

№7. Заменить все буквы «о» на «а» в слове, введенном с клавиатуры.

6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание

Для всех решенных задач составить блок-схемы.

Задание МЭШ

При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 7 символов и содержащий только символы из 12-буквенного набора А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, X. В базе данных для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт. При этом используют посимвольное кодирование паролей, все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит. Кроме собственно пароля для каждого пользователя в системе хранятся дополнительные сведения, для чего отведено 15 байт. Определите объём памяти в байтах, необходимый для хранения сведений о 150 пользователях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *