Что такое эвм в программировании
Перейти к содержимому

Что такое эвм в программировании

  • автор:

ПРОГРАММА ЭВМ

ПРОГРАММА ЭВМ ПРОГРАММА ЭВМ, описание алгоритма решения задачи на языке программирования (на машинный язык конкретной электронной вычислительной машины переводится при помощи транслятора). Процесс составления программы электронной вычислительной машины называется программированием.

Современная энциклопедия . 2000 .

Смотреть что такое «ПРОГРАММА ЭВМ» в других словарях:

  • программа (ЭВМ) — Описание действий на языке программирования или в машинном коде. [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN program … Справочник технического переводчика
  • программа ЭВМ — план действий, направленных на решение поставленной задачи, записанный на языке программирования, понятном данной ЭВМ. Программы, постоянно находящиеся в памяти ЭВМ и обеспечивающие выполнение прикладных программ, управление устройствами ЭВМ и… … Энциклопедия техники
  • ПРОГРАММА ЭВМ — Полное описание алгоритма решения задачи, выполненное на одном из языков программирования. Программа, составленная на языке (машинном) конкретной ЭВМ, называется рабочей, а на каком либо другом языке исходной … Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных
  • ПРОГРАММА ЭВМ — полное описание алгоритма решения задачи, выполненное на одном из языков программирования. П., составленная на языке конкретной ЭВМ (машинном языке), наз. рабочей, а на к. л. др. языке исходной. Для решения конкретных задач исходная П.… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
  • ПРОГРАММА ДЛЯ ЭВМ — как объект правовой охраны представляет собой объ ективную форму представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью по лучения определенного результата, а также… … Финансовый словарь
  • Программа для ЭВМ — ПРОГРАММА ДЛЯ ЭВМ, или машинная программа, по закону РФ Об авт. праве и смежных правах объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения… … Издательский словарь-справочник
  • ПРОГРАММА ДЛЯ ЭВМ — по законодательству РФ об авторском праве объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные… … Юридическая энциклопедия
  • ПРОГРАММА ДЛЯ ЭВМ — по законодательству РФ об авторском праве объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств, с целью получения определенного результата. Исключительные права на… … Юридический словарь
  • ПРОГРАММА — (греч., от pro прежде, вперед, и grapho нишу). Краткий очерк, предначертание, изложение, содержание сочинения, предпринимаемого издания, книги или журнала, преподавания чего либо. Изложение убеждений какой либо партии. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
  • Программа для эвм — (англ. computer programme) как объект правовой охраны объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и др. компьютерных устройств с целью получения определенного результата, а также… … Энциклопедия права

Языки программирования

Человеку в течение всей своей жизни приходится решать много задач, и всё же часто ему хочется поручить выполнение своих работ кому-нибудь другому, например, машине. ЭВМ — это электронно-вычислительная машина, и её услугами человек пользуется уже не одно десятилетие. Единственное, что необходимо сделать человеку, чтобы заставить ЭВМ трудиться — это составить программу на понятном для этой машины языке. Такие языки называются языками программирования. Они служат для написания программ для ЭВМ.
Работы над созданием языков программирования начались в 50-х годах. Интересы потребителей и характер использования вычислительных машин того времени привели к тому, что созданные языки программирования были тесно связаны с математическими и научными вычислениями, т.е. они были проблемно-ориентированными.
В 1954 году в США был начат проект языка программирования Фортран, а чуть позже в Европе был начат Алгол. Название Фортран — это сокращение слов «ФОРмула — ТРАНслятор», т.е. преобразование в машинный код математических формул. Алгол, хоть и происходит от английских слов Algorithmic Language (алгоритмический язык), также является проблемно-ориентированным и в основном для выполнения вычислений. Велись нескончаемые споры о том, какой из этих двух языков лучше. Основной недостаток Фортрана — это то, что он относительно сложен для многих пользователей. Этот язык значительно усложняет решение простых задач. Поэтому на базе Фортрана был создан более простой язык программирования Бейсик, ставший сейчас очень популярным языком общения человека и ЭВМ.
Язык Бейсик разработан в 1965 г. в Дартмунтском колледже в США Джоном Кетмени. Название Бейсик (BASIC) несёт тройную смысловую нагрузку. Во-первых, BASIC происходит от сокращения английской фразы «Beginner s All- Purpose Symbolic Instruction Code»,т.е. многоцелевой язык символических инструкций для начинающих. Во-вторых, так назывался разговорный язык, который был разработан в прошлом веке специально для туземного населения колоний Великобритании. Наконец, в-третьих, BASIC означает базовый.
Язык Алгол также отличается удобством, элементарностью, а главное — обозримостью вычислительных программ и алгоритмов. Фундаментальные идеи Алгола стали основополагающими для многих языков программирования высокого уровня.
И Фортран, и Алгол являются языками программирования, ориентированными в основном для вычислений. Но компьютеры используются для решения не только вычислительных задач. Для удовлетворения потребностей в решении экономических и коммерческих задач был создан язык Кобол. Он не «математичен», поскольку разрабатывался так, чтобы походить на обычный, хотя и сильно сокращённый английский язык. В СССР была разработана русская версия Кобола.
В 60-х годах фирма IBM, мощная компания по производству ЭВМ, сделала попытку совместить всё лучшее, что имеется в основных языках программирования, в одном языке ПЛ/1. Главным лозунгом явилось: иметь в одном языке средства, необходимые всем категориям программистов, с тем, чтобы отдельному программисту достаточно было ознакомиться лишь с определённым подмножеством языка. Этот лозунг не нашёл широкого признания, особенно среди других производителей ЭВМ, так что продолжают использоваться отдельные языки, тем более что ПЛ/1 сложен для изучения и применения.

В период выхода на мировой рынок микропроцессоров появился Паскаль — язык программирования, являющийся прямым развитием линии Алгола. Он создан швейцарским математиком Никласом Виртом в 1969 году и назван в честь английского учёного Б.Паскаля. Это очень компактный язык, поэтому его часто используют для обучения приёмам программирования. Он, как и Бейсик, очень популярен среди пользователей персональных компьютеров.
Программы для компьютера в принципе можно записывать сразу в машинных кодах, используя для этого непосредственно последовательность нулей и единиц, как для команд, так для адресов и данных. Однако такая работа очень трудоёмка и легко приводит к ошибкам, поэтому современная практика программирования основана на том, что сначала программа пишется на каком-то языке, более удобном для человека, а затем эта программа транслируется, т.е. переводится в машинный код.
Таким образом, для программирования используется два средства:
1.Язык программирования, используемый человеком или входной язык.
2.Объектный язык, на котором получается программа в машинных кодах, непосредственно загружаемая в память ЭВМ.
Программа на машинном языке оказывается более эффективной, особенно если она разработана высоко квалифицированным программистом и учитывает особенности архитектуры конкретного компьютера. Но общая тенденция развития программирования состоит в том, чтобы писать программу на символическом языке, который представляет собой сокращения машинных команд и условные адреса, а затем транслировать её в машинные коды. Такой язык программирования называется языком Ассемблера. На языке Ассемблера пишут программы в основном системные программисты
В самом языке программирования не заложен способ его реализации. Имеется два основных подхода к реализации языков программирования: компиляция и интерпретация. Компилятор (или транслятор) переводит программу на языке программирования в машинный код (на объектный язык) конкретного компьютера, на котором будет выполняться программа. Ясно, что один и тот же компьютер может «понимать» и Basic, и Pascal, и какой-либо другой язык, всё зависит от того, транслятор какого языка программирования размещён в оперативной памяти ПК. Интерпретатор же является собственно той системой, которая исполняет программу на языке программирования (на входном языке), т.е. каждая инструкция исходной программы переводится и сразу выполняется. Между этими двумя подходами имеется множество промежуточных вариантов: существуют компиляторы, которые компилируют во время ввода программы (т.е. в интерактивном режиме). Существуют интерпретаторы, которые компилируют программу в промежуточный код.
Программы-трансляторы составляются системными программистами и входят в программное обеспечение компьютера. Цепочка событий от составления программы на языке программирования высокого уровня до получения результатов решения задачи представлена на следующей странице.

Компьютер является универсальным исполнителем по обработке информации. Следовательно, для него, как для любого исполнителя, свойственна определенная система команд исполнителя. Именно эта система команд называется языком машинных команд. Состав языка машинных команд был предложен Джоном фон Нейманом еще в 1946 г. и во многом сохранился в современных компьютерах.
Программа управления компьютером — это последовательность команд. Каждая команда является директивой для процессора на выполнение определенного действия. Эти действия выполняет либо сам процессор (арифметические и логические операции), либо внешние устройства (команды ввода, вывода) под управлением процессора. Этапы решения задачи на ЭВМ:

Согласно принципам Дж. фон Неймана, программа во время ее исполнения и обрабатываемые ею данные находятся в оперативной памяти ЭВМ. И то, и другое имеет вид двоичных кодов. Процессор исполняет программу, начиная с первой команды и заканчивая на последней (или на специальной команде «стоп»). Во время исполнения очередной команды процессор переписывает её в свои регистры, исполняет и переходит к следующей команде.
Программисты, работавшие на ЭВМ первого поколения (ламповые машины 50-60-х гг.), писали программы на языке машинных команд. Это довольно сложная работа. Для облегчения программирования созданы языки программирования высокого уровня. Примерами таких языков являются Фортран, Паскаль, Бейсик, Си и др. Составление программ на таких языках много проще, чем на языке машинных команд. Программирование стало доступно большему числу людей.
В 80-е годы активно прорабатывалась идея визуального программирования, основной смысл которой состоит в том, чтобы процесс «сборки» программы осуществлялся на экране дисплея из программных конструкций — картинок. В результате появились среды разработки 4-го поколения (4GL), в которых разрабатываемый программный продукт строится из готовых крупных блоков при помощи мыши. Примерами таких сред являются: Delphi, Visual Age, Visual Java.
Для программиста, составляющего программы на универсальных языках программирования, в том числе перечисленных выше, компьютер является универсальным исполнителем. Иначе говоря, на таких языках можно составить программу решения любой задачи по обработке информации.

Программы решения задач составляются программистами по алгоритмам. Человек не должен объяснять исполнителю свои цели и смысл команд программы. Очевидно, что компьютер и не сможет понять смысла совершаемых им действий. Кроме того, компьютер не обладает способностью к анализу результатов, например, с точки зрения их соответствия постановке задачи. Компьютер не может обойтись без программы и исходных данных, подготовить которые под силу только человеку. С этой точки зрения решение задачи компьютером — это формальное исполнение алгоритма её решения, закодированного и хранимого вместе с данными в оперативной памяти.
Для человека этот факт важен потому, что он должен понимать ограниченность возможностей компьютера как исполнителя, необходимость самому предусмотреть все тонкости команд, поручаемых компьютеру для исполнения, и что вся ответственность за использование компьютеров обществом лежит только на людях. Человек использует компьютер для решения самых разнообразных информационных задач: работа с текстами, создание графических изображений, получение справки из базы данных, табличные расчеты, решение математической задачи, расчет технической конструкции и многое другое. Для их решения в распоряжении пользователя ЭВМ имеется обширное программное обеспечение: системное программное обеспечение (ядром которого является операционная система), прикладное программное обеспечение (программы, предназначенные для пользователя) и системы программирования (средства для создания программ на языках программирования).
Исходя из условия задачи, пользователь решает для себя вопрос о том, каким программным средством он воспользуется. Если в составе доступного прикладного программного обеспечения имеется программа, подходящая для решения данной задачи, то пользователь выбирает её в качестве инструмента (система управления базами данных, табличный процессор, математический пакет и др.). В случае же, если готовым прикладным программным обеспечением воспользоваться нельзя, приходится прибегать к программированию на универсальных языках, т. е. выступать в роли программиста.
Принято делить программистов на две категории: системные программисты и прикладные программисты. Системные программисты занимаются разработкой системного программного обеспечения, систем программирования и инструментальных средств прикладного программного обеспечения. Прикладные программисты составляют программы для решения практических (прикладных) задач: технических, экономических, физических и др.
Пользователь (не программист) работает с каким-либо средством прикладного программного обеспечения (текстовым редактором, табличным процессором, бухгалтерским пакетом программ и т. п.). В этом случае компьютер для него является специализированным исполнителем, ориентированным на определенный тип работы (редактирование текста, табличные расчеты, вычисление заработной платы и пр.). Такой пользователь может и не знать, какие услуги компьютера реализуются аппаратными, а какие — программными средствами. Для него компьютер является «виртуальной машиной», обслуживающей его информационные потребности.

Программирование эвм

Видно, что язык высокого уровня скрывает важнейшие детали устройства и работы компьютера. Оператору присваивания переменной S результата сложения значений переменных A и B соответствуют три команды ассемблера и процессора. По команде mov AX, A процессор передает значение переменной A в аккумулятор. AX становится равным единице. Отметим, что размер целочисленных переменных в языке C — 16 бит. Таков же и размер регистра AX. На машинном языке команда mov AX, A представляется как трехбайтное число. Первый байт A1 — это код операции команды, который содержит информацию о действии (передать данные из памяти данных) и об операнде-приемнике, т. е. куда передать данные (регистр AX, аккумулятор). Код операции будет помещен процессором в регистр команд для дешифрации и выработки необходимых управляющих сигналов для выполнения команды. Второй и третий байты — это адрес переменной A. В языках программирования используются символическая запись действий и операндов, имена переменных и обозначения операторов и операций. Но процессор понимает только язык двоичных чисел. Поэтому вместо mov AX — A1, вместо имени переменной A — ее адрес, 00AA. В большинстве компьютеров принят т. н. обратный порядок хранения слов (little endian order). Если число занимает в памяти больше одного байта, то сначала, по младшему адресу, располагается младший байт, а затем последующие байты. Отметим, что адресация, при которой в команде располагается адрес операнда, называется прямой. Почему адрес именно такой? Все три переменные, A, B и S, объявлены как глобальные. Они существуют на протяжении всего времени работы программы и доступны из любых ее частей. Такие переменные располагаются в памяти в отдельной области (сегменте) данных. Указанные адреса отсчитываются от начала этого сегмента и называются смещениями. Компилятор расположил эти переменные в сегменте данных так, что их смещения приняли именно такие конкретные значения. Вторая команда прибавляет к аккумулятору значение переменной B и результат помещает в аккумулятор. Таким образом, в аккумуляторе оказывается сумма переменных A и B. Длина команды сложения — четыре байта. Первые два байта — 03 06 — код операции с уточнением способа адресации. Следующие два байта — адрес переменной B, 00AC. 00AC — 00AA = 2 — таким образом, переменные A и B располагаются в памяти одна за другой. Третья команда передает результат сложения из аккумулятора в переменную S. Ее адрес — 0290. Компилятор расположил ее на некотором расстоянии от переменных A и B. Структура программы на языке ассемблера Полный текст программы на языке ассемблера, выполняющей сложение двух переменных и помещающей результат сложения в третью переменную, мог бы выглядеть так: ;sum.asm — программа, вычисляющая S=A+B data segment ;объявление начала сегмента данных a dw 01h ;объявление и инициализация переменной A b dw 02h ;объявление и инициализация переменной B s dw ? ;объявление переменной S data ends ;объявление конца сегмента данных code segment ;объявление начала сегмента команд (кода) assume ds:data ;регистр DS будет указывать на сегмент data begin: mov dx, data ;точка входа в прогамму, DX = data mov ds, dx ;теперь DS указывает на сегмент data mov ax, a ;AX = A = 1 add ax, b ;AX = AX + B = A + B = 1+ 2 = 3 mov s, ax ;S = AX = 3 mov ax, 4c00h ;функция завершения программы MS-DOS c

Основные понятия, используемые при гражданско-правовом обороте программ для ЭВМ Текст научной статьи по специальности «Право»

КОМПЬЮТЕР (АНГЛ. COMPUTER»ВЫЧИСЛИТЕЛЬ») МАШИНА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ / ПРОГРАММА ДЛЯ ЭВМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИНСТРУКЦИЙ / ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ УСТРОЙСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ / ИНТЕРФЕЙС НАБОР МЕТОДОВ (ФУНКЦИЙ) / КОТОРЫЙ ПРОГРАММИСТ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ДОСТУПА К ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ПРОГРАММНОГО КОМПОНЕНТА (ПРОГРАММЫ) / ИСХОДНЫЙ КОД (ТАКЖЕ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ) КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА В ТЕКСТОВОМ ВИДЕ НА КАКОМ-ЛИБО ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ / ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ФОРМАЛЬНАЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА / ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ЗАПИСИ ПРОГРАММ / СOMPUTER PROGRAM IS SEQUENCE OF INSTRUCTIONS FOR A COMPUTER / COMPUTER IS A MACHINE THAT MANIPULATES DATA ACCORDING TO A LIST OF INSTRUCTIONS / INTERFACE IS THE AGGREGATE OF MEANS BY WHICH A PROGRAMMER INTERACTS WITH A COMPUTER PROGRAM / SOURCE CODE IS ANY COLLECTION OF STATEMENTS OR DECLARATIONS WRITTEN IN SOME HUMAN-READABLE COMPUTER PROGRAMMING LANGUAGE / A PROGRAMMING LANGUAGE IS A MACHINE-READABLE ARTIFICIAL LANGUAGE WHICH IS USED TO CREATE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цирулёв К. Н.

В свете существенного обновления гражданского законодательства, данная статья будет полезна практикам и научным работникам в их деятельности, безусловно, очень важно четкое определение понятийного инструментария, применяемого в гражданско-правовом обороте программ для ЭВМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цирулёв К. Н.

К вопросу о правовой охране компьютерных программ и баз данных
О понятии «Программы для эвм»и информации как родовом понятии по отношению к программам для эвм

Организационно-правовые методы защиты интеллектуальной собственности на созданные программные средства

Программа для ЭВМ как особый объект авторских прав
К вопросу о правовой природе категории «компьютерная программа»
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic terms applied in civil circulation of computer programs

Dew to the constant renewals in civil law this article will be useful for practicing specialists and researchers in there works. Indeed a distinct definition of terms applied in civil circulation of computer programs is very important.

Текст научной работы на тему «Основные понятия, используемые при гражданско-правовом обороте программ для ЭВМ»

Гражданско-правовой оборот программ для ЭВМ

3.10. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ ОБОРОТЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ

Цирулёв К.Н., аспирант кафедры гражданского права и процесса Рязанский Государственный Университет Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В свете существенного обновления гражданского законодательства, данная статья будет полезна практикам и научным работникам в их деятельности, безусловно, очень важно четкое определение понятийного инструментария, применяемого в гражданско-правовом обороте программ для ЭВМ.

Ключевые слова: компьютер (англ. computer—

«вычислитель») — машина для проведения вычислений; программа для ЭВМ — последовательность инструкций, предназначенная для исполнения устройством управления вычислительной машины; интерфейс — набор методов (функций), который программист может использовать для доступа к функциональности программного компонента (программы); исходный код (также исходный текст) — компьютерная программа в текстовом виде на каком-либо языке программирования; язык программирования — формальная знаковая система, предназначенная для записи программ.

В современной литературе, посвященной объектам интеллектуальной собственности, термин «программное обеспечение» используется наряду с термином «программный продукт», а в законодательстве используется термин «программы для ЭВМ». Термин «программа» произошел от греческого «programme» и первоначально определялся как содержание или план какой-либо деятельности, работ. С появлением ЭВМ под «программой» в прикладной математике стали понимать описание алгоритма (иначе говоря, последовательности) решения определенной задачи. К программам для ЭВМ относятся специфичный по своей природе объект, являющийся результатом творческой деятельности человека. Программа для ЭВМ является органическим ее элементом и направлена на обеспечение ее работы, без программы ЭВМ — мертвая груда деталей. При применении термина «программный продукт» подчеркивается статический признак, завершение какого-либо действия. Тогда как в термине «обеспечение» больше выражается функциональный признак определения, направленность на достижение какой-либо цели. Так, например, в праве существуют понятия «обеспечение обязательств» и «обеспечение иска». Процесс составления программ, точнее, это процесс подготовки задач для решения их на ЭВМ, «программирование» представляет собой творческую деятельность человека, в результате которой возникает определенной продукт. «Продукт» — результат человеческого труда, следствие, порождение чего-либо. «Обеспечение» -снабжение чем-нибудь в нужном количестве, обеспечить — сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым1. Программы обеспечивают не только работу компьютера, но и достижение вполне определенных результатов.

1 См. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского

языка/ РАН; Российский фонд культуры. — М: АЗЪ, 1996.

Отечественное законодательство, в частности ст. 1261 Гражданского Кодекса РФ использует термин «программа для ЭВМ», и понимает под последней объективную форму представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата2. Также для целей закона в программу включаются подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

В этом определении можно выделить так называемые «подводные камни». Например, если понимать буквально последнее предложение, то все, что говорит, показывает и поет компьютер или компьютерное устройство автоматически становится частью программы для ЭВМ и попадает в интеллектуальную собственность автора программы, управляющей выводом. Вот только неясно, что это будет за программа — пользовательский редактор или проигрыватель, графическая или аудиоподсистема операционной системы. Безусловно, такая норма является устаревшей и потенциально может создавать изрядную неразбериху, поскольку аудиовизуальные отображения, созданные программой, могут быть объективной формой произведения, являющегося интеллектуальной собственностью пользователя или другого лица.

В принципе, эту часть определения предлагается использовать для правовой защиты интерфейса программы: аудиовизуальный вывод, порождаемый программой и содержащий элементы ее интерфейса, должен, по идее законодателя, защищаться законом так же, как и само содержание программы. Однако, в силу приведенных выше соображений, такая защита представляется весьма шаткой. Разумеется, частично можно обойтись и без нее: звуки, картинки и прочие оформительские красоты, являющиеся элементами интерфейса, рассматриваются законом как самостоятельные объекты авторского права. Но вот сами принципы и особенности организации интерфейса (то есть те изюминки, которые делают его удобным, эргономичным и, в конечном счете, являются одним из определяющих моментов в популярности программы) законодательством РФ никак не защищаются.

Закон так же содержит такие термины как «исходный текст» и «объектный код» которые так же нуждаются в пояснениях. Дело в том, что современная программа представляет собой не просто набор команд, а сложную систему, состоящую из множества наборов инструкций, данных, цифровых изображений и звуков, электронных текстов. И это только электронная часть программы. А ведь у программы, как коммерческого продукта, существует и другая часть — это носитель (дискета, компакт-диск, DVD и т.п.), печатная документации и, наконец, красочная упаковка. Для выделения основной части программы, представляющей собой последовательный набор команд, подчиняющийся определенным правилам, используется общепринятый термин код. Этот код может быть представлен в двух формах. Первая форма представляется как алгоритм, написанный на удобном для человека языке программирования (или на языке высокого уровня (язык программирования, понятия и структура которого удобны для восприятия человеком)3, что по сути одно и то же), эта форма называется «исходным текстом» при помощи специализированных

2 См. СЗ РФ от 03.12.2007г.

3 См. ГОСТ 19781-90.

Пробелы в российском законодательстве

программ преобразуется во вторую форму понятную непосредственно компьютеру — объектный код. Исходные тексты программ, как правило, держатся производителями в секрете. Такие популярные программы, как Microsoft Word, распространяются исключительно в виде объектного кода.

В данной работе, преимущественно рассматриваются программы, предназначенные для рабочих станций, персональных и карманных компьютеров, поскольку именно вокруг этого вида программ возникает больше всего споров. Программное обеспечение для компьютерных устройств наподобие тех, что встроены в бытовую технику, значительно сложнее скопировать и практически невозможно использовать нигде кроме устройств, для которых они предназначены и в составе которых распространяются. К тому же такие программы, как правило, охраняются институтом патентной защиты вместе с устройствами, на которых они работают. Это делает бессмысленным незаконный оборот подобных программ.

Гл. 70 ГК РФ содержит важные определения, без которых невозможно понимание самого Закона, отдельные понятия отличаются от обычного понимания в повседневной жизни.

Адаптация программы для ЭВМ — это внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях обеспечения функционирования программы для ЭВМ на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя. По общему правилу право на адаптацию может осуществлять любой законный обладатель исключительных прав.

Модификация (переработка) программы для ЭВМ -это любые ее изменения, не являющиеся адаптацией. По общему правилу для модификации требуется специальное разрешение автора.

Декомпилирование программы для ЭВМ — это технический прием, включающий преобразование объектного кода в исходный текст в целях изучения структуры и кодирования программы для ЭВМ. Область применения этого трудоемкого технического приема весьма ограничена и на практике используется лишь очень квалифицированными специалистами для целей незначительной модификации программы.

Воспроизведение программы для ЭВМ — это изготовление одного или более экземпляров программы для ЭВМ в любой материальной форме, а также их запись в память ЭВМ.

Распространение программы для ЭВМ — это предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе для ЭВМ, в том числе сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт для любой из этих целей.

Выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ -это предоставление экземпляров программы для ЭВМ с согласия автора неопределенному кругу лиц (в том числе путем записи в память ЭВМ и выпуска печатного текста), при условии, что количество таких экземпляров должно удовлетворять потребности этого круга лиц, принимая во внимание характер указанных произведений.

Использование программы для ЭВМ — это выпуск в свет, воспроизведение, распространение и иные действия по их введению в хозяйственный оборот (в том числе в модифицированной форме). Не признается использованием программы для ЭВМ передача средствами массовой информации сообщений о выпущенной

в свет программе для ЭВМ. В соответствии с этим определением пользователями будут издательства, распространители программ, предприятия осуществляющие тиражирование и т.д. Так называемые конечные пользователи (users), т.е. лица, которые пользуются программой по ее прямому назначению, пользователями в смысле закона не являются. Точнее, они являются пользователями компьютера, а не программы.

Тут же нужно отметить вопрос, связанный с обычным пониманием терминов программа и экземпляр программы в качестве синонимов. С точки зрения законодательства — это принципиально различные вещи. Так экземпляр программы, записанный на неком носителе, можно приобрести по договору купли-продажи. Программу же купить нельзя в силу ее нематериальной природы. Можно лишь приобрести права на ее использование. Разница между экземпляром программы и программой такая же, как разница между книгой и литературным произведением. Также термины использование и пользователь в законе принципиально отличаются от их устоявшейся трактовки на практике.

Как правило, понятия даются для того, чтобы, говоря о проблеме, все вкладывали в одни и те же понятия одинаковый смысл, в общественных науках это имеет существенное значение. Но кроме этого, как видно из параграфа, существуют терминологические проблемы, связанные с тем, что одни понятия устарели, а другие закреплены без учета отличий программ от литературных произведений.

1. Гражданский кодекс РФ.

3. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса РФ. 2-е изд., доп. и перераб. -«Экзамен», 2006г.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ РАН; Российский фонд культуры. — М: АЗЪ, 1996г.

Рецензируемая статья небезынтересна для читателей журнала. В настоящее время, когда существенно обновляется гражданское законодательст-во, для предпринимателей весьма значимо чет кое определение понятийного инструментария, применяемого в гражданско-правовом обороте программ для ЭВМ. Автор статьи на основе глубокого исследования теоретических и практических проблем интеллектуальной собственности раскрывает суть и содержание такого основного понятия, как «программа для ЭВМ», и некоторых других, тесно связанных с ним, понятий.

Замечаний методологического характера нет. Статья полезна не только для практиков, но и научных работников.

Профессор кафедры гражданского права и процесса

Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, д.ю.н., профессор В.А. Рыбаков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *