Что такое код в программировании
Перейти к содержимому

Что такое код в программировании

  • автор:

Программный код

Исхо́дный код (также исхо́дный текст) — текст компьютерной программы на каком-либо языке программирования. В обобщённом смысле — любые входные данные для транслятора.

Исходный код либо транслируется в исполняемый код при помощи компилятора, либо исполняется непосредственно по тексту при помощи интерпретатора.

Назначение

Исходный код либо используется для получения объектного кода, либо выполняется интерпретатором. Изменения никогда не выполняются над объектным кодом, только над исходным, с последующим повторным преобразованием в объектный.

Другое важное назначение исходного кода — в качестве описания программы. По тексту программы можно восстановить логику её поведения. Для облегчения понимания исходного кода используются комментарии. Существуют также инструментальные средства, позволяющие автоматически получать документацию по исходному коду — т. н. генераторы документации.

Кроме того, исходный код имеет много других применений. Он может использоваться как инструмент обучения; начинающим программистам бывает полезно исследовать существующий исходный код для изучения техники и методологии программирования. Он также используется как инструмент общения между опытными программистами, благодаря своей (идеально) лаконичной и недвусмысленной природе. Совместное использование кода разработчиками часто упоминается как фактор, способствующий улучшению опыта программистов.

Программисты часто переносят исходный код из одного проекта в другой, что носит название повторного использования кода (Software reusability).

Исходный код — важнейший компонент для процесса портирования программного обеспечения на другие платформы. Без исходного кода какой-либо части ПО, портирование либо слишком сложно, либо вообще невозможно.

Организация

Исходный код некоторой части ПО (модуля, компонента) может состоять из одного или нескольких файлов. Код программы не обязательно пишется только на одном языке программирования. Например, часто программы, написанные на языке Си, с целью оптимизации, содержат вставки кода на языке ассемблера. Также возможны ситуации, когда некоторые компоненты или части программы пишутся на различных языках, с последующей сборкой в единый исполняемый модуль при помощи технологии известной как компоновка библиотек (library linking).

Сложное программное обеспечение при сборке требует использования десятков, или даже сотен файлов с исходным кодом. В таких случаях для упрощения сборки обычно используются файлы проектов, содержащие описание зависимостей между файлами с исходным кодом, и описывающие процесс сборки. Эти файлы так же могут содержать и другие параметры компилятора и среды проектирования. Для разных сред проектирования могут применяться разные файлы проекта, причем в некоторых средах эти файлы могут быть в текстовом формате, пригодном для непосредственного редактирования программистом с помощью универсальных текстовых редакторов, в других средах поддерживаются специальные форматы, а создание и изменения файлов производится с помощью специальных инструментальных программ. Файлы проектов обычно включают в понятие «исходный код». В подавляющем большинстве современных языковых сред обязательно используются файлы проектов вне зависимости от сложности прочего исходного кода, входящего в данный проект. Часто под исходным кодом подразумевают и файлы ресурсов, содержащие различные данные, например, графические изображения, нужные для сборки программы.

Для облегчения работы с исходным кодом, для совместной работы над кодом командой программистов, используются системы управления версиями.

Качество

В отличие от человека, для компьютера нет «хорошо написанного» или «плохо написанного» кода. Но то, как написан код, может сильно влиять на процесс сопровождения ПО. О качестве исходного кода можно судить по следующим параметрам:

  • читаемость кода (в том числе наличие или отсутствие комментариев к коду;
  • лёгкость в поддержке, тестировании, отладке и устранении ошибок, модификации и портировании;
  • низкая сложность;
  • низкое использование ресурсов — памяти, процессора, дискового пространства;
  • отсутствие замечаний, выводимых компилятором;
  • отсутствие «мусора» — неиспользуемых переменных, недостижимых блоков кода, ненужных устаревших комментариев и т. д.

Неисполняемый исходный код

Копилефтные лицензии для свободного ПО требуют распространения исходного кода. Эти лицензии часто используются также для работ, не являющихся программами — например, документации, изображений, файлов данных для компьютерных игр.

В таких случаях исходным кодом считается форма данной работы, предпочтительная для её редактирования. В лицензиях, предназначенных не только для ПО, она также может называться версией в «прозрачном формате». Это может быть, например:

  • для файла, сжатого с потерей данных — версия без потерь;
  • для рендеравекторного изображения или трёхмерной модели — соответственно, векторная версия и модель;
  • для изображения текста — такой же текст в текстовом формате;
  • для музыки — файл во внутреннем формате музыкального редактора;
  • и наконец, сам файл, если он удовлетворяет указанным условиям, либо если более удобной версии просто не существовало.

См. также

  • Рефакторинг
  • Стандарт оформления кода
  • Свободное программное обеспечение
  • Эзотерические языки программирования
  • Пример: Программа Hello world

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Примеры кода, синтаксически валидного и одинаково работающего в нескольких языках

Обложка поста Примеры кода, синтаксически валидного и одинаково работающего в нескольких языках

Пользователь Reddit поделился кодом, одинаково работающим при компиляции как в формате .php , так и в формате .java .

/*> //\u000A\u002F\u002A PhpJava::main(); //\u000A\u002A\u002F 

Разумеется, в комментариях нашлись умельцы, желающие похвастаться такого же рода программами. Приводим ниже некоторые из них.

Этот код работает одинаково на Java и C#:

public class JavaCSharp < public static void //\u000Amain //\u000A\u002F\u002A Main//\u002A\u002F (String[] args) < //\u000ASystem.out.printf("%s", //\u000A\u002F\u002A Console.WriteLine(//\u002A\u002F //\u000Anew Object[]< "Hello World!" //\u000A>\u000A ); >> 

Код, одинаково работающий на C, Shell, Perl, Brainfuck, Befunge, Whitespace:

# define x u /* v # . >>>>>>>$$$a"muroftih"#[>:#,_@] eval 'echo "hitforum";exit';sub echo < print "@_\n">__END__>++++++++++>++++++++++[>+++++++++++>++++++++++ +------.+.>++++++.<---.+++++++++.>--.+++ .

А этот код работает аж на 16 языках:

# /* [ /* \ #` #\ %q~ set =dummy 0; puts [list "I'm" "a" "tcl" "script."]; exit all: ; @echo "I'm a Makefile." \ #*/ /*: */ enum ; \ \ static int c99(void) < #ifndef __cplusplus /* bah */ unused1: if ((enum )0) \ (void)0; #endif unused2: return a; \ > \ static int trigraphs(void) < \ \ return sizeof ". " == 2; \ >\ char X; \ \ int main(void) < \ \ struct X < \ \ char a[2]; \ >;\ if (sizeof(X) != 1) < \ \ printf("I'm a C++ program (trigraphs %sabled).\n", \ \ trigraphs() ? "en" : "dis");\ \ >else if (1//**/2 )unused3 : < ; \ printf("I'm a C program (C%s, trigraphs %sabled).\n", \ c99() ? "89 with // comments" : "99", \ trigraphs() ? "en" : "dis"); \ >else < \ printf("I'm a C program (C89, trigraphs %sabled).\n", \ trigraphs() ? "en" : "dis"); \ >\ return 0; \ > /* # \ \begin import Prelude hiding ((:)); import Data.List (intercalate); import Language.Haskell.TH; import Data.String; default (S, String, Integer, Double); data S = S; instance Eq S where < _ == _ = False >; instance IsString S where < fromString = const S >; ifThenElse c t e = case c of True -> t; False -> e cPP = False; main :: IO () main = putStr ("I'm a Literate Haskell program" ++ bonus ++ ".\n") where _ = (); bonus | null details = "" | otherwise = " (" ++ details ++ ")" details = intercalate ", " [ name | (True, name) ) where _ >> _ = [] :: [()] magicHash = foo# () where foo = ['.']; "." # _ = False; foo# _ = True overloadedStrings = "" /= "" noMonomorphismRestriction = show foo == "0" where foo = 0 bar = foo :: Double unicodeSyntax = let (★) = True in (*) where (*) = False negativeLiterals = -1 == NNa binaryLiterals = let b1 = 1 in 0b1 == 1 numDecimals = show 0e0 == "0" scopedTypeVariables = stv (0 :: Double) == "0.0" data NN = NNa | NNb deriving Eq; instance Num NN where < fromInteger _ = NNa; negate _ = NNb; _ + _ = NNa; _ * _ = NNa; abs _ = NNa; signum _ = NNa >instance (Num a) => Num (e -> a) where < fromInteger = const . fromInteger; negate = (.) negate; abs = (.) abs; signum = (.) signum; x + y = \e ->x e + y e; x * y = \e -> x e * y e > class THC a where < thc :: a ->Bool >; instance THC () where < thc _ = True >; instance THC (Q a) where < thc _ = False >; class (Show a, Num a) => STV a where stv :: a -> String stv = const $ show (f 0) where f = id :: a -> a instance STV Double -- : \ \end # \ ]>++++++++[<+++++++++>-]>++++[<++++++++++>-]++++++++++ \ [<+++++++++++>-]>++++[<++++++++>-]>++++++++++[ <++++++++++>\ -]<- - -.+.->>++++++++++[<+++++++++++>-]<++++.>>++++++++++[ \ <++++++++++>-]<+++++.<<<<+.->>>>- - -.<+++.- - -<++.- ->>>>>+++++ \ +++++[<+++++++++++>-]>>.>>>+. <.<.<\ ++++++++++++++.[-]++++++++++""" else 0 # \ from platform import * # \ print("I'm a Python program (%s %s)." % # [-][ \ (python_implementation(), python_version())); """--> I'm a HTML page 

I'm a horrible HTML page

> # \ say "I'm a Perl6 program."; # """ # */ #define FOO ]-->~

Можете также ознакомиться с нашей статьёй про куайны.

Делитесь в комментариях своими примерами такого кода ?

Кодинг: понятие, используемые языки и программы, средства обучения

Что это такое? Кодинг представляет собой процесс создания цифрового кода или скрипта с целью реализации конкретного алгоритма. При этом для работы используется определенный язык программирования.

Как научиться? Получить необходимые знания можно различными путями: читая соответствующие книги, просматривая видео, посещая онлайн-курсы и, конечно, не забывая о практике. Лучшим решением будет совмещение сразу нескольких способов.

В статье рассказывается:

  1. Кодинг как процесс воплощения идеи в жизнь
  2. Языки программирования
  3. Программы для кодинга
  4. Понятие зерокодинга
  5. Варианты обучения кодингу

Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains

Кодинг как процесс воплощения идеи в жизнь

Существуют программирование и собственно кодирование (или кодинг). Между этими понятиями иногда возникает путаница. Программирование — это целый комплекс мероприятий, включающий в себя проектирование программы, анализ и в том числе кодирование. Далее следуют компиляция, тестирование, отладка кода и дальнейшее сопровождение. Всем этим в общем случае занимаются программисты.

Кодинг (то есть непосредственно написание кода) является задачей кодеров. Как правило, для выполнения этой работы требуется квалификация бакалавра и выше. Однако на самом деле кодерами становятся и самоучки без образования. Иногда специалисты заканчивают базовый двухлетний курс, а дальнейшие знания и навыки получают уже в процессе трудовой деятельности.

Для многих обывателей неочевидным является факт, что непосредственно кодирование занимает всего 10-20 % времени программиста. В основном этот специалист занят анализом поставленной задачи и отладкой уже написанной программы. Таким образом, в конечный продукт попадает лишь небольшая часть кода.

Бытует стереотип, что программист — это человек, постоянно что-то печатающий на клавиатуре. В реальной жизни большая часть рабочего времени этого специалиста проходит в раздумьях. Часто изначально написанный код приходится полностью переделывать. Причем процесс доработки программы со стороны может казаться непрерывным, вплоть до окончательного релиза этой программы.

Узнай, какие ИТ - профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Получить подборку бесплатно
Уже скачали 26175

Однако на первом этапе будущий специалист постигает именно основы кодинга, а затем уже учится отладке (процессу поиска ошибок). На последнюю будет отводиться как минимум 90 % рабочего времени. Этот навык в итоге определит уровень профессионализма программиста.

Тем не менее кодинг также важен для тренировки и получения практического опыта. Как результат, программист должен довести свой навык написания кода до автоматизма. Это лишь способ реализации задуманного проекта. Но самое сложное для программиста — придумать и грамотно спроектировать то, что предстоит реализовать. Само же воплощение идеи в жизнь будет являться делом техники.

Языки программирования

Как известно, для взаимодействия человека с компьютером используется особый язык, представляющий собой совокупность команд из нулей и единиц (машинный код). То есть, любая компьютерная программа состоит из набора двоичных чисел в самых разных комбинациях.

Но перед интерпретацией программы в машинный код ее нужно предварительно написать на понятном человеку языке программирования, состоящем, как правило, из английских слов и фраз. На сегодняшний день существует множество таких языков (C, C++, Python, Java и др.). На них пишутся программы, которые затем компилируются либо интерпретируются для перевода в двоичный код.

Языки программирования различаются синтаксисом. Их многообразие обусловлено разной областью применения. Так, веб-разработчикам удобнее пользоваться PHP. На этом языке написаны многие веб-платформы (например, WordPress ).

Для таких же целей хорошо подходит и Python, хотя кодинг на «питоне» широко применяется и в других областях. Данный язык, к примеру, удобно использовать также в машинном обучении, что делает его перспективным как минимум на ближайшие десятилетия вперед.

Кроме того отличия между разными языками программирования заключаются в их сложности. Какие-то из них весьма просты в изучении, другие же потребуют для полного освоения несколько лет. Вместе с тем сложные языки дают больше возможностей, хотя и не всегда. И все же доход программиста определяется главным образом конкретными задачами, а не используемыми для их решения средствами.

Программы для кодинга

Наиболее популярные операционные системы типа Windows и MacOS ориентированы прежде всего на обычного пользователя. Если человек захочет заняться программированием в этих ОС, он должен будет дополнительно установить комплект специального ПО из следующих категорий:

  • ПО для обработки кода. Для обработки написанного исходного кода применяются трансляторы, компиляторы, интерпретаторы и отладчики.
  • Утилиты, упрощающие процесс программирования. Среди таких полезных утилит стоит отметить различные калькуляторы, определители цвета, удобные терминалы ввода, программы для взаимодействия с Git и т. д.
  • Программы-сборщики. Данное ПО предназначено для сборки готовых проектов, обеспечивающих запуск скомпилированных программ на других компьютерах. Сюда в числе прочего относят и Docker.
  • Программы для создания кода. Теоретически любой код можно написать в обычном блокноте, а затем запустить программу во встроенном в систему терминале. Однако удобнее все это делать в едином редакторе с подсветкой синтаксиса и автоматическим поиском ошибок.

Для вас подарок! В свободном доступе до 11.02 -->
Скачайте ТОП-10
бесплатных нейросетей
для программирования
Помогут писать код быстрее на 25%
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Приложения для кодинга из последней категории следует рассмотреть отдельно. Современные IDE снабжены функционалом, отсутствующим в обычных текстовых редакторах. Необходимость в этих функциях особенно остро проявляется при разработке сложных сайтов или приложений. Фактически обязательными инструментами среды разработки уже стали:

  • интерпретаторы (для запуска скриптов, не требующих компиляции);
  • отладчики (для поиска ошибок в коде);
  • средства автоматизации (для ускорения всего процесса разработки);
  • компиляторы (для превращения исходного кода в исполняемый файл).

Эти компоненты объединены в одной платформе IDE.

Однако нужда в таких комплексных решениях возникает не всегда. Например, для разработки веб-интерфейсов достаточно стандартного редактора кода. Компоненты IDE окажутся избыточными и в случае создания простых статических сайтов. Сложный программный комплекс скорее замедлит работу, нежели повысит ее эффективность. Все это будет напоминать стрельбу по воробьям из пушки.

Дарим скидку от 60%
на обучение «Инженер-программист» до 11 февраля
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Выбирать подходящую среду разработки нужно исходя из нижеследующих моментов.

  • Поддержка операционной системой, в которой будет осуществляться работа. Особенно важно это учитывать в случае командной работы. Тогда наиболее предпочтительными будут кроссплатформенные программные решения.
  • Возможности совместной работы. Этот момент снова касается прежде всего работы в команде, когда ее члены используют некий общий репозиторий. С целью обеспечения совместной разработки во многих платформах реализована совместимость с Git.
  • Поддерживаемые языки программирования. В данном случае следует ориентироваться на долгосрочную перспективу. Вполне может оказаться, что какой-либо проект реализуется лишь с использованием другого языка программирования. Поэтому желательно делать выбор в пользу мультиязычных IDE.
  • Стоимость. Прежде всего стоит обратить внимание на бесплатные продукты с открытым исходным кодом. Стоимость платных решений будет определяться наличием и количеством дополнительных полезных функций.

Понятие зерокодинга

Итак, процесс кодирования подразумевает под собой написание кода в рамках программирования сайтов, приложений и прочего ПО. Как правило, эта задача закреплена за программистами. Особенность зерокодинга (программирования без кода) заключается в отсутствии кода как такового. Специализируется на этом так называемые зерокодеры.

Возникает вопрос: из каких же элементов собирается программа? В роли кода здесь выступают готовые блоки — своего рода набор деталей и элементов. Можно провести аналогию с возведением дома из уже изготовленных стен, перекрытий, оконных и дверных проемов. В таком случае необходимости в кирпичах уже не возникает, равно как не нужен исходный код для написания программы.

Знаменитые хрущевки — это самый подходящий пример, когда здания строились из готовых блоков и панелей по типовым проектам вместо индивидуальных.

В программировании подобная возможность появилась благодаря специальным редакторам-конструкторам. Классические средства для программирования подразумевали обязательный ввод кода. Среды разработки нового поколения позволяют буквально собирать программы подобно конструкторам LEGO.

Эти редакторы способствуют и более быстрому освоению кодинга с нуля новичками. Профессиональные программисты также теперь могут быстрее и с меньшими затратами проектировать и реализовывать свои идеи. На разработку одной программы уходит буквально несколько дней или недель.

Варианты обучения кодингу

Прежде всего новичок должен определиться с первым языком программирования, который он хочет осваивать. Правильный выбор сделать непросто, поскольку изучение кодинга для начинающих подразумевает под собой достаточно большие затраты времени и сил. Сперва лучше выбирать один из наиболее дружественных к новичкам языков. Так процесс обучения будет происходить быстрее и легче.

Только до 8.02
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей

Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне

В дальнейшем c достижением поставленных целей задачи уже можно постепенно усложнять. Более сложные языки будут даваться новичку гораздо легче.

При выборе языка программирования нужно руководствоваться не только простотой его освоения, но также сферой применения. А для этого начинающий программист должен определиться, на чем он хочет в дальнейшем специализироваться. Так, Java-кодинг направлен в основном на разработку универсального программного обеспечения. Если же имеется желание развиваться в области приложений для iOS, стоит сконцентрироваться на изучении Swift.

Привлекает мир кодирования и создания программ? На курсе программиста с нуля до Junior вы освоите основы, познакомитесь с языками и инструментами разработки, и станете готовы к созданию своих первых проектов в IT-индустрии.

Сегодня для изучения языков программирования существует множество различных методик. Важно выбрать оптимальную из них, при необходимости дополняя ее второстепенными методами обучения. Выбор будет индивидуальным в каждом конкретном случае. Он зависит от особенностей восприятия человеком информации. Одни люди лучше постигают знания через графику и видео, другим же проще обучаться через текстовые материалы. Некоторые эффективные схемы обучения приведены ниже.

Онлайн-курсы

Многие люди показывают наибольшую эффективность, когда выполняют чьи-то команды и при этом контролируют результаты своей работы. Если человек испытывает проблемы с самодисциплиной, курсы кодинга с частыми проверочными заданиями будут для него оптимальным выбором.

Видеоуроки

Практически всему сегодня можно научиться посредством обычного просмотра видеороликов, где, в частности, профессиональные кодеры на своем опыте показывают конкретные примеры из практики. Это достаточно эффективный и в то же время простой способ изучить кодинг бесплатно. Необходимы лишь доступ к интернету и свободное время для обучения.

Книги

Этот способ изучения можно уже считать старомодным, однако свою эффективность он полностью не утратил. Языки программирования в целом кардинально не изменились, и материал, опубликованный на том же YouTube, мало чем отличается от изложенного в обычных бумажных книгах. Более того, последние обладают очевидным преимуществом.

Логика любого языка гораздо доходчивее объясняется именно в учебниках. Это становится важным, когда дело доходит до практики. И чтобы не утратить интерес к изучению программирования, читать соответствующую литературу нужно обязательно.

Программный код

Программный код — это текст, написанный на языке программирования. Обычно его пишут программисты, и этот процесс называется «кодинг». С помощью кода создают программы: отдают компьютеру команды, которые он выполняет.

«IT-специалист с нуля» наш лучший курс для старта в IT

Когда человек пишет код, про него говорят, что он кодит. Чаще всего этот термин применяют по отношению к программистам, которых еще называют кодерами.

Код программы изначально воспринимается компьютером как простой текст. Чтобы он заработал, нужно передать его специальному инструменту — компилятору или интерпретатору нужного языка. Тот преобразует код в вид, понятный машине. После этого его можно будет запустить.

Профессия / 8 месяцев
IT-специалист с нуля

Попробуйте 9 профессий за 2 месяца и выберите подходящую вам

vsrat_7 1 (1)

Для чего нужен программный код

Компьютер не понимает человеческие языки. Но и программный код на современных языках программирования ему непонятен: его нужно компилировать или интерпретировать, чтобы он заработал. Возникает вопрос: почему тогда не писать программы на человеческом языке. Но так не получится — код все-таки нужен. Попробуем объяснить простыми словами, почему.

Человеческие языки сложные. Практически невозможно создать компилятор, который переводил бы человеческие естественные языки в понятный компьютеру вид. В программировании есть область их распознавания, которая называется NLP, но она очень сложная и не способна распознать все. Поэтому человеческий язык в качестве языка программирования просто не подойдет.

Код помогает быстрее и лаконичнее отдавать команды. Представьте, что вам нужно отсортировать большое количество данных. Описать задачу обычным текстом будет сложнее, чем написать одну или две строчки кода.

Код понятен и структурирован. Современные языки программирования — высокоуровневые. Это значит, что их уровень абстракции выше, ближе к человеческому пониманию, чем к машинному. Поэтому код на них нужно компилировать или интерпретировать. Исходный «язык машины» — длинные машинные коды из нулей и единиц, и писать на них программы человеку практически невозможно. Будет совершенно непонятно. А по программному коду видно, что он делает — его синтаксис приближен к человеческому пониманию.

Языки программирования служат своеобразным компромиссом между сложными для человека машинными кодами и непонятным для компьютера человеческим языком.

Станьте Fullstack-разработчик на Python и найдите стабильную работу
на удаленке

Как выглядит программный код

пример программного кода

Это набор строчек на языке программирования. Языки обычно приближены к английскому: слова из него заимствуются для обозначения команд. По структуре код состоит из команд, связей между ними, различных операторов и знаков препинания, а также переменных и значений. Большие группы команд, которые выполняют конкретное действие, собираются в блоки — функции.

В конце каждой строчки в большинстве языков ставится точка с запятой. Она помогает компилятору или интерпретатору понять, что команда закончилась. Но это не всегда так: например, в Python вместо точки с запятой используется перенос строки.

На картинках с кодом, которые вы наверняка видели в сети, он разноцветный. Это происходит, потому что специальные средства для программирования подсвечивают разные элементы его синтаксиса для наглядности.

Разбираемся с терминами: каким бывает код

Это не классификация — просто список терминов, которые часто можно услышать в контексте написания кода. Они могут быть похожи, но означают разное.

Исходный код, или сурс, source code — Это версия программного обеспечения в его первоначальной форме, как оно было написано разработчиком (то есть введено в компьютер), представленная в виде обычного текста (то есть последовательности буквенно-цифровых символов, которые человек может прочитать). Понятие исходного текста также может иметь более широкое значение, охватывая машинный код и символы на графических языках, но ни один из этих случаев по своей сути не является текстом.

Исходный код может быть открытым или закрытым. Открытый исходный код может просмотреть кто угодно. Закрытый или спрятан от пользователей, или вообще отсутствует в готовом программном продукте — вместо него используются исполняемые коды.

Исполняемый код — код, который может исполнить программа. Иногда противопоставляется исходному. Чаще всего так называют код, который получился в результате компиляции. Компилятор переводит исходный код в машинный, который сможет исполнить операционная система, — на выходе получается исполняемый код.

Чистый код — это понятие другого порядка, которое, скорее, относится к правилам хорошего тона для разработчиков. Чистым называют код, который хорошо написан, не слишком многословен, понятен и лаконичен. Такой код легко прочитать другим разработчикам, а не только автору.

Станьте Frontend-разработчиком
и создавайте интерфейсы сервисов, которыми пользуются все

В чем пишут код

Языки программирования устроены так, что код можно написать в любом редакторе, даже в «Блокноте». Компьютер в таком случае воспримет его как текст, а для запуска нужно выполнить дополнительные действия: сохранить файл в нужном формате, отправить его компилятору или интерпретатору. Если это код на JavaScript, проще всего запустить его в браузере. А если код на внутренних языках операционной системы — в консоли.

Чаще всего программисты пишут код в специальных программах: средах разработки, они же IDE, и редакторах кода. Среда — более мощный инструмент со множеством дополнительных функций. Код можно запустить прямо из нее одной кнопкой. Редактор проще, в нем легче разобраться, и он менее ресурсоемкий.

Специальные средства для написания кода умеют больше, чем текстовые редакторы. Они подсвечивают синтаксис и делают код разноцветным, чтобы разработчику было понятнее. Они помогают находить неудачные места, отлаживать программы, выводить данные и делать много других вещей. Это удобные и наглядные инструменты.

Новичкам мы рекомендуем начать с редакторов кода или IDE. Так удобнее писать и сложнее запутаться.

Из чего состоит код

Набор правил, по которым пишется код, называется синтаксисом. Синтаксис поясняет, какие команды можно использовать, какой должна быть структура кода, как правильно расставлять связи, передавать аргументы и использовать разные операторы. Его можно сравнить с правилами русского языка.

Синтаксис языка программирования ничего не говорит о смысле программы. Он отвечает только за правильность написания.

Код состоит из команд, связей между ними и других элементов синтаксиса. Вот какими они бывают.

Сначала договоримся об общих понятиях.

  • Командами мы будем называть непосредственные указания для компьютера, что сделать. Например, напечатать слово: print(“слово”).
  • Связями будем называть разные элементы, связывающие команды друг с другом. Чаще всего это знаки пунктуации и различные операторы.

А теперь рассмотрим компоненты более подробно.

Переменные. Когда пользователь оперирует какими-то значениями по нескольку раз, ему бывает нужно куда-то их записать. Для этого в языках программирования существуют переменные. У переменной есть имя, тип и значение.

  • Имя показывает, как обращаться к переменной. Например, если мы объявили a = 5, то переменная называется a.
  • Значение – это данные, которые лежат в переменной. Для названной выше переменной a это число 5.
  • Тип данных показывает, какой вид информации находится в переменной: число, буква, строка или что-то более сложное. Есть простые и составные типы данных. В первых хранятся примитивные значения вроде чисел и строк, во вторых – сложные конструкции из нескольких примитивов или даже функций.

Работа с типами данных в разных языках программирования – тема для отдельной статьи. Они могут сильно различаться: где-то тип надо указывать явно, где-то нет. В некоторых языках можно сравнивать или складывать данные разных типов, в других нельзя. Вариаций много, поэтому стоит сразу смотреть, как устроены типы в выбранном вами языке.

Константы. Так называют переменные, значение которых нельзя изменить. Оно задается раз и навсегда. В некоторых языках программирования, например в функциональных, все переменные по сути являются константами.

Ключевые слова. Ключевые слова — это особые зарезервированные слова, которые используются для технических целей. Например, значения True и False, «истинно» или «ложно». Зачастую эти слова — не команды: они рассказывают компьютеру о каком-то значении или формате. Зарезервированными словами нельзя что-то назвать. Например, в программе не может быть переменной, имя которой True.

Станьте веб-разработчиком и найдите стабильную работу на удаленке

Идентификаторы. Так в информатике называются имена, которые программисты дают сущностям в коде. Например, имя переменной — это ее идентификатор. А если пользователь захочет создать какую-то функцию, то он даст ей имя. Оно тоже будет идентификатором.

Значения и литералы. Литералы еще называют безымянными константами. Это значения какого-то типа, которые используются в коде, но не привязаны к переменной. Они не меняются, ведь их никуда не записывают — это не переменные. Изменить литерал можно только одним способом: переписать исходный код.

Например, когда мы пишем print(“слово”), строка «слово» — это литерал. Нам не нужно записывать ее в переменную, но и обойтись без нее не получится. Она остается в коде как безымянная константа.

Знаки пунктуации и символы. Символы чаще всего бывают связями. Иногда — операторами. Это «знаки препинания» для языка программирования: точка, двоеточие, запятая, точка с запятой и так далее. Они помогают структурировать программу. Например, скобки () после функции обрамляют данные, которые нужно передать ей при запуске. А сами данные перечисляются через запятую, чтобы отделить одно от другого.

Правила пунктуации опять же различаются в зависимости от языка. Но чаще всего в языках программирования можно встретить круглые, квадратные и фигурные скобки, запятые и точки с запятой, а также точки и кавычки. Среди других распространенных символов — двоеточие, значок ^, вопросительный знак, вертикальная или косая черта, процент и многое другое.

Операции, операторы и операнды. Не пугайтесь. Операции — это определенные действия с данными: сложение, вычитание, сравнение и так далее. Причем речь не всегда идет о действиях в математическом смысле — это просто хороший наглядный пример.

Операции состоят из операндов и операторов.

  • Операнд – это переменная или литерал, что-то, с чем мы будем работать.
  • Оператор – это символ или слово для обозначения действия.

Например, в операции a + 2 переменная a и литерал 2 будут операндами, а знак + оператором.

Функции. Иногда набор команд бывает нужно объединить в один блок, чтобы потом вызывать его как одну большую команду. Это возможно. Такие блоки в программировании называются функциями.

У функции чаще всего есть имя (исключения встречаются, но редко) и список аргументов — данных, которые передаются ей при вызове. Когда программист вызывает функцию, она выполняет заложенные в ней действия.

Встроенные команды языков программирования — обычно тоже функции. Просто они изначально заложены в язык. Но программист может написать и свои. Более того: разбивать код по функциям — хорошая практика, потому что это улучшает читаемость и гибкость программы.

Дополнительные наборы функций для каких-то задач называются библиотеками. Они тоже бывают встроенными, уже существующими в языке, и пользовательскими. Чтобы использовать функции из библиотеки, ее нужно подключить к программе, а если библиотеки нет на компьютере, сначала скачать.

Комментарии. В большинстве языков есть возможность писать комментарии — текстовые блоки, которые ничего не делают и нужны для удобства разработчика. Они выделяются специальными символами. Компилятор или интерпретатор игнорирует комментарии и ничего с ними не делает.

Основных назначений у комментариев два:

  • документировать и объяснять. Например, разработчик может оставить комментарий около сложной функции и пояснить в нем, что она делает;
  • временно скрывать участки кода. К примеру, человек превращает какую-то строку кода в комментарий, чтобы временно исключить ее из выполнения программы.

Если вы хотите профессионально заниматься программированием, записывайтесь на наши курсы. Мы будем рады помочь вам получить новую профессию.

IT-специалист с нуля

Наш лучший курс для старта в IT. За 2 месяца вы пробуете себя в девяти разных профессиях: мобильной и веб-разработке, тестировании, аналитике и даже Data Science — выберите подходящую и сразу освойте ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *